Судьба гения

Вчера отмечалась очередная годовщина со дня гибели М. Ю. Лермонтова. 168 лет назад на склоне горы Машук прервалась жизнь одного из величайших мастеров русского художественного слова.
На днях в музее «Дом Алябьева» состоялся литературно-музыкальный вечер, посвященный Дню памяти
М. Ю. Лермонтова, «Венок поэту» с участием представителей литературных объединений «Эолова арфа» и «Слово». В исполнении студентов Минераловодского музыкального колледжа имени В. И. Сафонова и их педагога Елены Юрьевны Филимоновой прозвучали романсы на стихи поэта. В этот вечер порадовал поклонников своим мастерством заслуженный артист, лауреат международных конкурсов певец Сергей Путилин, аккомпанировала его наставница, автор гимна Пятигорску Анна Ивановна Саакова. Стены музея едва вместили всех гостей. Печальный повод собрал почитателей творчества Михаила Лермонтова под крышей этого дома — гибель ярчайшего таланта и молодого гения. Прошло больше века, но до сих пор в биографии поэта много вопросов, на которые нет ответов.
Бесспорно, М. Лермонтов — самая загадочная и трагическая фигура в отечественной литературе. Его жизнь оборвалась в момент наивысшего рассвета творческого дара, в момент перехода от поэзии к прозе, от романтизма — к глубокой и всеобъемлющей жизненной философии. Он был не просто знаменитым поэтом и известным писателем, прежде всего он был талантливым человеком: сочинял музыку, пел арии из оперетт. Слыл шахматистом и математиком, владел шестью иностранными языками. Он мог бы стать настоящим художником (оставил много полотен), но весь талант отдал литературе. Достаточно сказать, что поэмы «Черкесы» и «Кавказский пленник» М. Лермонтов написал, когда ему было тринадцать с половиной лет.
Трудные детские и юношеские годы, непонимание со стороны близких ему людей, несчастная любовь формировали личность поэта. Главная тема, прослеживающаяся в его лирике, — тема страдающей, мечущейся души, не находящей отклика и понимания в окружающем мире, души страстной и возвышенной, но не понятой и не принятой временем.
И скучно и грустно,
и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…
Желанья!.. что пользы
напрасно и вечно желать?..
А годы проходят
— все лучшие годы!
Тема одиночества, непонимания, страдания преломляется различными оттенками во множестве стихотворений. На примере великого поэта видно, что быть гением во все времена — это не награда, ниспосланная свыше, а тяжкое бремя только для сильных духом людей. Лермонтов считал, что в современном ему мире, лишенном духовности и чистоты, поэт «утратил свое назначение». Более того, он осмеян толпой, которую тешат блестки и обманы, которой скучен «простой и гордый язык» истинного искусства. Несомненно, подобные мысли посещали каждого одаренного человека любой эпохи. Постепенно М. Лермонтов пришел к философскому восприятию жизни. Такая позиция помогла ему в восстановлении целостности внутреннего мира, заменяла уязвленное самолюбие и страдающую гордость на любовь и сознание сопричастности всему живому.
Мой дом везде, где есть небесный свод,
Где только слышны звуки песен,
Все, в чем есть искра жизни,
в нем живет,
Но для поэта он не тесен.
Многие годы поэт в сердце хранил любовь к той единственной, рядом с которой он волею судьбы не мог быть. Его Варенька была замужем за другим. Гений посвятил возлюбленной множество стихотворений, но никогда не называл ее имени.
Михаил Лермонтов провел всю свою короткую жизнь в поисках идеала и родной души, и если идеал ему посчастливилось изобразить в бессмертной поэзии, то одиночество души вряд ли удалось преодолеть. «Он не был создан для людей» — так в минуту грусти и печали написал он себе в эпитафии.
Михаил Юрьевич Лермонтов прожил 27 лет, создав прекрасные лирические стихотворения, драмы, великолепную прозу, на которой выр

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.