Свет в окошке

Выставка произведений декоративно-прикладного искусства, приуроченная к Году семьи, открылась в пятигорском музее краеведения.

Решительно непохожие работы Анастасии Ивановой, Ларисы Моисеевой, Елены Кулебы и ее дочери Влады, Александра Романенко объединяют любовь к народному творчеству, бережное отношение к традициям.

Народное искусство символично. Узор, цвет, фактура неслучайны. Все имеет свой смысл, порой забытый.

Обереги… Что они оберегают? Любовь, семью, родную землю, жизнь…

Сюжет лоскутного покрывала «Свет в окошке» Анастасии Ивановой, на первый взгляд, очевиден: в бревенчатой избушке тепло и уютно, горит свет. Хорошо дома.

Ромб в славянской мифологии – символ земли, плодородия. Красный цвет – символ жизни.

Тогда орнамент покрывала можно прочесть так: окошко – это наша Земля в бескрайней Вселенной. Семья – не замкнутый мирок, комфортный или у кого как получится.

Если вспомнить, что круг – солярный знак, то и вязаная крючком скатерть с узором из кружочков наполняется новым содержанием.

Художница родилась в латгальском селе Берзгале (Латвия) в то время, когда народное искусство было неразрывно связано с бытом, с образом жизни.

— Как-то в детстве мать на несколько часов оставила меня на отца, — вспоминает Анастасия Александровна. — Тут же последовал рев. Отец взял меня на руки, стал носить по комнате, что-то рассказывать. Кардинально ситуация от этого не изменилась – слезы текли в три ручья. Тогда он усадил меня на лавку, открыл сундук с маминым приданым и достал тканые из ярких шерстяных нитей пояса.

Сказать, что сочетание чистых, открытых цветов вызвало восторг, слишком слабо, чтобы выразить охватившее чувство.

Это было счастье, полное, совершенно полное счастье. Я засмеялась, улыбнулся и отец. Те цвета я запомнила на всю жизнь.

К слову, в традиции готовить приданое, помимо практической стороны дела, заложен глубокий метафизический смысл. Девушка, вышивая рушники, подзоры, рубахи не в праздных мечтах, а реально готовится к семейной жизни.

Анастасия встретила своего суженого – Павла на фронте во время Великой Отечественной войны. В день бракосочетания единственной личной вещью сержанта Ивановой был букет полевых цветов.

В экспозиции представлены работы из разных материалов.

Панно «Бабушкины сказки», «Морское дно», «Утро в деревне» выполнены в технике лоскутного шитья из ткани. Домовенок с вязанкой дровишек, заготовленных, чтобы поддержать тепло домашнего очага, сплетен из рогоза. Филигранно выполнен набор салфеток, вышитых в технике перевить хардангер.

С возрастом стало слабеть зрение – уже не вденешь нитку в иголку.

Скатерть «Калинка» и коллекция шалей связаны крючком без отрыва нити по счету, исключительно тактильно. Привлекают внимание разноцветные кисти, их колорит – воспоминания детства.

В семье Ларисы Моисеевой первой к декоративно-прикладному искусству обратилась ее дочь Елена. Муж часто приносил с охоты уток. Что с ними делать? Ощипать и приготовить, так Лариса Михайловна и поступала, а Леночка еще долго перебирала красивые перышки, жалела их выбрасывать, складывала в мешок, еще не ведая зачем.

Когда Елена училась на третьем курсе фармакадемии, с ней случилось несчастье, попала в реанимацию, едва выжила. Выйдя из больницы, по-другому, еще острей почувствовала красоту окружающего мира. Достала полюбоваться любимые с детства утиные перышки. Собрала из них цветок, бабочку… Работа увлекла, пришлось самостоятельно осваивать необычную технику.

Поначалу некоторые искусствоведы и художники настороженно восприняли происходящее, к которому и слова-то подходящего не подберешь. Что ж, а если на французский лад – «плюмаж-дизайн»? Ну, тогда другое дело – приняли в Союз дизайнеров РФ.

В пастельных тонах выполн

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.