Такая короткая долгая жизнь…

Когда-то Виктор Васин маленьким мальчиком, потерявшим своих родителей, приехал на Кавказские Минеральные Воды, прячась по поездам. Его манил этот прекрасный, благодатный край, в котором он видел особую красоту.
Всю свою дальнейшую жизнь он связал с Пятигорском. Зарисовывал старые улочки города и писал пейзажи в его окрестностях, скрупулезно изучал историю этого места, занимался изореконструкциями, показав нам утраченные здания «потерянного» навсегда Пятигорска. В этой работе ему всегда помогала сотрудник лермонтовского музея Н. Н. Павлова. Она оставалась рядом с художником до последнего дня его жизни.

Дыхание войны

В настоящее время Виктор Павлович Васин, прежде всего, известен как представитель такого направления в живописи, как русский реалистический пейзаж. Но не могут оставить зрителя равнодушным и его графика, и его акварели и портреты. Особое место в творчестве художника заняла военная тема. Пройдя дороги войны от начала и до конца, он постоянно возвращался к событиям Великой Отечественной. Есть работы, непосредственно связанные с пережитыми воспоминаниями, как, например, его рисунок «Похороны товарища», на котором рядом с могилой бойца художник изобразил себя — еще молодым и в солдатской форме. Некоторые же из его творений можно принять просто за очередной пейзаж, и только знающие его близко люди могли пояснить, что «здесь изображена не просто пещера в окрестностях Машука, а именно то место, где прятались в войну партизаны».
Он много путешествовал. Впечатления, полученные от поездок, оживали в его живописных работах: Владимир, Суздаль… Он любил писать монастыри и храмы. Однажды на мой вопрос: «Верите ли Вы в Бога?» — Виктор Павлович ответил:
— Вообще-то меня воспитывали как атеиста, но в годы войны, когда я сидел в окопе под страшным обстрелом, я обратился к Богу, сказав ему так: «Если Ты есть, спаси меня, хотя спасение кажется невозможным, и я поверю в Тебя». Чудо произошло, он выжил в том неравном бою.

Посвящение Пятигорску

А как он любил иллюстрировать книги! Он любил книги вообще, гордился тем, что многие издания вышли с его рисунками. Готов был работать бесплатно. Был настолько увлечен творчеством, что часто забывал о бытовом устройстве.
Снова и снова в его работах оживал любимый Пятигорск. Вот беседка Эолова арфа, построенная на ска­листом отроге Машука. Во времена поэта, по его сло­вам, здесь «торчали люби­тели видов и наводили те­лескоп на Эльбрус». Строи­ли ее первые архитекторы нашего города — братья Иосиф и Иоганн Бернардацци. Этим двум талантливым зодчим — итальянцам по происхождению — Пятигорск обязан многими своими за­мечательными постройками. А вот о том, почему в го­роде была построена по­ющая беседка, мы узнаем из книги французской путеше­ственницы, современницы М. Лермонтова Адели Оммер де Гелль «Путешествие по при­каспийским степям и Югу России». Она пишет о том, что идее постройки беседки Эолова арфа Пятигорск обязан доктору Конради, ко­торый являлся главным вра­чом Управления Кавказских Минеральных Вод. Доктор был совершенно искренне убежден в том, что ее звуки благотворно скажутся на со­стоянии здоровья больных. Возможно, что эта история была известна Михаилу Юрь­евичу, и он с легкой ирони­ей пишет в романе «Герой нашего времени»: «…Вы, мо­жет быть, не любите музы­ки? — Напротив… после обе­да особенно… музыка после обеда усыпляет, а спать пос­ле обеда здорово: следовательно, я люблю музыку в ме­дицинском отношении».
Доктор Федор Петрович Конради около двух десяти­летий руководил курортной медициной на Кавказских Минеральных Водах. В это время М. Лермонтов дважды лечился в Пятигорске, в 1825 и 1837 гг.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.