Танцы о душе и сердце

«Посмотрите, народные танцы являются в разных углах мира: испанец пляшет не так, как швейцарец, шотландец — не как теньеровский немец, русский — не так, как француз, как азиатец. Даже в провинциях одного и того же государства изменяется танец. Северный русс не так пляшет, как малороссиянин, как славянин южный, как поляк, как финн: у одного танец говорящий — у другого бесчувственный; у одного бешеный, разгульный — у другого спокойный; у одного напряженный, тяжелый — у другого легкий, воздушный. Откуда родилось такое разнообразие танцев? Оно родилось из характера народа, его жизни и образа занятий» — так писал Николай Васильевич Гоголь в «Петербургских записках 1836 года». Писатель,
200-летний юбилей которого мы отмечаем в этом году, тонко и образно подметил особенности народного танца — души и сердца любой нации, лучше слов рассказывающего о ее уникальности и своеобразии.
И НУЖНО обладать большим мужеством, творческим и организаторским талантом, чтобы, объединив десятки человек — от пятилетних малышей до взрослых молодых людей, взять на себя нелегкую ношу — открывать с их помощью эти душу и сердце зрителям разных взглядов, разных настроений, объединяя их искусством танца. С этой задачей уже тридцать лет успешно справляется большой коллектив участника и неоднократного победителя конкурсов и фестивалей городского, краевого и международного уровней, образцового ансамбля народного танца «Топотуха» пятигорского Дворца пионеров и школьников и руководитель ансамбля, почетный работник образования РФ Валентина Денисенко. На днях «Топотуха» отметила свой юбилей, собрав на день рождения друзей, единомышленников, коллег. Праздник получился ярким и красочным. Сцена не пустовала ни минуты, сменяя друг друга на нее поднимались гости с поздравлениями, а также выходили сами виновники торжества — каждый раз в ином образе. «Топотухинцы» представили как давно полюбившиеся танцы, среди которых матросский и кавказский, «Боярышник», русский перепляс, так и совершенно новые, которым еще предстоит завоевать зрителей. Но в номерах удивляет то, как Валентине Николаевне удается вывести на сцену иногда до сорока детей одновременно и при этом ни одного из них не потерять. Все едины и каждый индивидуален, создавая целостную картину танца, его колорит, этническую оригинальность, традицию целого народа. Вот что значит работа профессионала! И снова, вспоминая Гоголя: «Руководствуясь тонкою разборчивостию, творец балета может брать из них сколько хочет для определения характеров пляшущих своих героев. Само собою разумеется, что, схвативши в них первую стихию, он может развить ее и улететь несравненно выше своего оригинала, как музыкальный гений из простой, услышанной на улице песни создает целую поэму. По крайней мере, танцы будут иметь тогда более смысла, и таким образом может более образнообразиться этот легкий, воздушный и пламенный язык, доселе еще несколько стесненный и сжатый». Эти слова могут быть вполне отнесены к Валентине Денисенко, ведь благодаря творческому осмыслению и опыту она создает свой оригинальный рисунок танца. При этом, художественно обобщая материал, ей удается сохранить национальный колорит и своеобразие танца, а также выявить его внутреннюю сущность, развивая композицию и движение. Валентина Николаевна огромное внимание уделяет созданию костюмов, которые отражают творческий замысел, грацию, стиль, характер и оригинальное художественное единство, вызывающее чувство радости и восхищения. В создании костюмов ей большую помощь оказывает Ирина Мустафаева.
В состав ансамбля входят 60 девчонок и мальчишек — от шести до восемнадцати лет. Через живительный источник народного танца они приобщаются к искусству, учатся трудолюбию и усердию, дружбе, любви к Родине. Об этом в своем поздравлении говорила директор ДПиШ Карина Оганова, дочь которой, кстати, также занималась в «Топотухе» и сегодня сама преподает т

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.