Тифлис — в каждом штрихе художника

В этом году издательство «Рослин» выпустило книгу рассказов известного армянского писателя — прозаика и драматурга Агаси Айвазяна «Евангелие от Авлабара». Примечательно, что напечатано издание в Финляндии, а иллюстрации к каждому произведению сделаны кисловодским художником-графиком, членом Союза художников РФ Юрием Багдасаровым.

Книга памятная хотя бы только потому, что в ноябре исполнился год как не стало на земле писателя, сумевшего подарить людям свой тонкий юмор, умение увидеть в обычном неповторимое и прекрасное, показать добро, даже если оно выражено в малом, заглянуть в душу простых жителей Тифлиса, не обремененных богатством и знатностью рода, но наделенных мудростью, что из века в век приобреталась народом.

Перелестнем же страницы книги, уже с обложки встречающей читателя графикой Ю. Багдасарова.

«Путеводитель по Тифлису. 1912 год» — это название первого рассказа, который и может стоять только вначале, ведь в нем описание щедрого, шумного южного города, а вернее, его обитателей, ставших достопримечательностью.

Вот он, Тифлис, на гравюре художника – веселый, разномастный, богатый и не очень, но приветливый и радушный.

Юрию Багдасарову удалось почувствовать «вкус» произведений писателя и передать их атмосферу, настроение настолько тонко, насколько это возможно.

Графика и слово не состязаются — что из них более полно передает мысли и ощущения, тем не менее, они дополняют логически друг друга. У Агаси Айвазяна очень образный язык, простой и красивый в сравнениях. Он может сказать – «у печали привкус вина» или «любовь была как свечение», и вроде бы все просто, а выходит, что нет. Какое-то притяжение… А собственно, почему какое-то? Есть ему определение – откровенность. Не будь ее, возможно было бы создать «Вывески Тифлиса» и понять большую, доверчивую, по-детски нежную душу Григора, растоптанную предательством и равнодушием.

Читатель оценит по-достоинству благородство Асатур-Хана («Евангелие от Авлабара») и бесконечную доброту старой Машо («Тифлис»). Каждый рассказ, как окно в мир и кажется совсем не вымышленным, а настоящим. Автор показывает его не приглаженно гладеньким, а таким, какой он есть. Но даже о неприглядных сторонах он говорит столь высоким слогом, что читатель способен сопереживать героям и понимать их.

Этой линии придерживается и Юрий Багдасаров, благодаря чему рассказы и иллюстрации выступают единым целым. Вернее, графика Юрия в данном случае словно продолжает повествование Агаси Айвазяна и позволяет зрительно взглянуть на прочитанное.

Есть у художника одно замечательное свойство – его произведения так явно пропитаны идеей, отраженной в писательском труде, в них воплотился дух Тифлиса, он настолько ясно ощутим в каждом смелом штрихе художника. Это трудно не заметить.

Плавный слог Айвазяна переходит в плавные линии графики Багдасарова. Читаешь, смотришь и невольно думаешь: «Чуть-чуть воображения, и эти картины заговорят». А это значит, книга уже захватила вас в плен, и долго еще не захочется выпускать ее из рук, даже когда в конце уже поставлена последняя точка.

Марина Корнилова.
НА СНИМКАХ: гравюры Ю. Багдасарова
к книге «Евангелие от Авлабара».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.