Традиции и инновации в диалоге этнокультур

В Пятигорском государственном лингвистическом университете прошла Всероссийская научная конференция «Культурные этнические и религиозные традиции и инновации мира: сравнительный дискурс», организатором которой стала кафедра философии, культурологии и этнологии.
Выбор темы настоящей конференции не случаен. Это продолжение рассмотрения вопросов, поставленных международными конгрессами «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру», разработка темы научно-образовательной лабораторией кафедры философии, культурологии и этнологии ПГЛУ «Культурные традиции и инновации в диалоге культур», активное привлечение научного сообщества юга России к сотрудничеству в осмыслении сложного комплекса межэтнических, межкультурных и межконфессиональных отношений.
Конференция привлекла к публикации в научном сборнике около 50 авторов из различных регионов и городов России: Москвы, Екатеринбурга, Воронежа, Саранска, Самары, Перми, Челябинска, Ульяновска, Ростова, Ставрополя, Назрани, Нальчика, Махачкалы, Кизляра, Ханты-Мансийского национального округа.
Современная ситуация на юге России актуализирует проблему укрепления государственности, ведущим звеном решения которой является формирование российской идентичности на поликультурной основе с использованием этнокультурных традиций и инноваций. Эту цель и преследовала конференция в рамках своей работы. Учеными были предложены пути, модернизация форм, методов, технологий и средств гармонизации межэтнических, социокультурных и межконфессиональных отношений в полиэтническом регионе.
Работа конференции проходила по двум секциям, позволившим рассмотреть широкий круг вопросов, связанных с заявленной темой: «Традиции и инновации в этнокультуре» и «Религиозные традиции в поликонфессиональном мире».
Выступающие отметили, что характер современного культурного процесса детерминирован глобальным межкультурным диалогом; потребностью народов в культурном взаимопонимании, стремлении узнать духовный мир друг друга. Идеи сохранения и дальнейшего развития традиций все глубже связываются с необходимостью эффективного и гармоничного взаимодействия.
В результате дискуссии участники конференции пришли к выводу, что культурная самобытность народов обновляется и обогащается в результате контактов с традиционными ценностями других этносов. Многообразие культур составляет основу самобытности там, где бок о бок действуют разные традиции, которые постоянно трансформируются. Культурная политика должна найти глубинный и гуманный смысл процесса развития, выступать фактором национальной безопасности, поскольку она определяет интеллектуальные контуры будущего поколения, его нравственные и политические идеалы, социальные ценности. По мнению выступавших на конференции, культурологическая доминанта образовательного процесса поможет формированию у молодого поколения позитивного отношения к различиям, развитию навыков и умений продуктивного толерантного взаимодействия с носителями различных традиций.
Ученые подчеркивали, что особую значимость имеет этнокультурная подготовка будущих специалистов. Студенты в процессе изучения учебных курсов «Культурология», «История и культура стран изучаемых языков», «Культура народов Северного Кавказа» знакомятся с особенностями этносов, их традициями, обычаями и обрядами, процессами взаимодействия этнокультур кавказских народов, религиозными конфессиями и их влиянием на межнациональное общение.
Участники предложили разработать комплекс философско-культурологических и педагогических подходов, обеспечивающих эффективное формирование этнической толерантности в поликультурном образовательном пространстве.

Л. А. Волова,
зав. кафедрой философии,
культурологии и этнологии ПГЛУ, профессор.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.