Традиции: вчера, сегодня, завтра

В Доме национальных культур Пятигорска состоялась презентации книги «Мужской костюм и воинское снаряжение чеченцев и ингушей XIX – начала XX веков». Уникальное в своем роде издание явилось совместным трудом известных в Чеченской республике научных работников, историков-востоковедов, профессора Чеченского государственного университета Лейлича Гарсаева, преподавателя арабского языка Московской международной высшей школы бизнеса Ахмеда Гарасаева, старшего преподавателя кафедры чеченского языка Чеченского государственного педагогического института Марем Гарсаевой, а также автора более 50 научных публикаций по традиционной одежде чеченцев и ингушей Тамары Шаиповой. В торжественном мероприятии приняли участие совет женщин Пятигорска, представители национальных общин столицы Северо-Кавказского федерального округа, работников культуры и образования, сотрудников библиотечной сферы, литературная общественность Пятигорска, студенческая молодежь.

Несмотря на название, большая часть книги посвящена истории двух уникальных народов, читается с большим интересом и на одном дыхании. В ней подробно описаны генезис, эволюция, крой ткани, силуэт одежды, манера отношения, изготовление и назначение воинского снаряжения, а также обычаи, традиции и предания, связанные с оружием и другими элементами мужского костюма чеченцев и ингушей ХIX и начала ХХ веков.

В ней был составлен обширный терминологический материал по всему технологическому процессу изготовления одежды, названиям воинского снаряжения вайнахов с их аналогами и вариантами в языках других народов Кавказа, России и зарубежья.

Данное издание представляет большой интерес не только для историков, этнографов, культурологов, музееведов, но и специалистов в области филологии, искусствоведения и этноэтикета.

Интересное и содержательное выступление одного из авторов книги Лейлич Гарсаева вызвало у присутствующих массу вопросов. Например, когда на Северном Кавказе появился чеченский народ и с какого возраста представитель данного этноса имеет право носить папаху. На эти и другие вопросы доктор исторических наук, профессор ЧГУ ответил с большим энтузиазмом. Так, первое упоминание о следах пребывания человека на территории современной Чеченской республике и Ингушетии были обнаружены порядка сорока тысяч лет тому назад. Таким образом, чеченский народ является аборигенами-автохтонами Северного Кавказа. А вот папаху юный вайнах имеет право с гордостью носить с 15 лет. Кстати говоря, данная тема вызвала широкий интерес у молодежи. Говоря об головных уборах, Лейлич Магамедович отметил, что шапка на Кавказе носится не для защиты от холода, а для чести, и в первую очередь мужчина должен беречь две вещи – головной убор и свое имя. Никто не имеет права дотрагиваться до папахи, что считалось большим оскорблением. Также мужской костюм горца не рассматривается без оружия, традиционно это кинжал, который мужчина носил на поясе.

«Ничто так не объединяет народы и культуры, как литература», — отметила в своем выступлении председатель Совета женщин города Наталья Абалдуева. В память о встрече в одном из самых поэтических мест Пятигорска участникам мероприятия в дар она преподнесла книги «Роман с жизнью». Подарочные издания посвящены жизни и творческой деятельности выдающегося журналиста, писателя и краеведа Елизаветы Яковкиной.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.