Триумф грации и красоты

Недавно в Пятигорске в рамках празднования 200-летия со дня рождения М. Ю. Лермонтова побывала народная артистка России Илзе Лиепа.

Свое пребывание на земле Пятигорья Илзе Лиепа начала с посещения Спасского собора в день большого церковного праздника — Покрова Пресвятой Богородицы. Зашла она сюда и наутро после своего выступления, принеся в храм охапки цветов, подаренные ей восхищенными зрителями. Подошла к иконам вместе с очаровательной четырехлетней дочкой. Малышка привычно перекрестилась. Балерину порадовало, что в храме много детей, мужчин, молодежи. Люди тянутся к вере — и это хорошо, говорит она.

Пятигорск Илзе посетила впервые, хотя попасть сюда хотела давно, еще после участия в съемках фильма «Лермонтов», куда ее пригласил Николай Бурляев, у которого она до этого снималась в фильме «Бемби». Участие в этих проектах стало для Илзы незабываемым событием. Во-первых, практически всей съемочной группе передалось то благоговейное чувство, что испытывал режиссер фильма к Михаилу Лермонтову. Во-вторых, в обоих фильмах Илзе работала вместе с отцом — великим Марисом Лиепой.

— Находиться рядом с отцом в фильме было просто наслаждение, а танцевать с ним — счастье! Когда я была еще начинающей артисткой балета, отцу предстоял правительственный концерт в Ереване, и вдруг заболела его партнерша. Отец предложил мне станцевать с ним. Я согласилась, но очень переживала, что будут замечания, родительские наставления. Однако когда заиграла музыка, отец «исчез» и превратился в галантнейшего и чуткого партнера. На сцене он настолько менялся, настолько перевоплощался, что становился существом другого порядка. Это было так интересно, так захватывающе! Мои страхи тут же развеялись, и мы станцевали на одном дыхании.

Разговор коснулся и ее знаменитого брата Андриса Лиепы, который стал художественным руководителем и главным балетмейстером Кремлевского балета в Москве. Помимо этого он возглавил Благотворительный фонд Мариса Лиепы, членом правления которого является также Илзе. Самый большой проект фонда и лично Андриса — «Русские сезоны. XXI век». Это совершенно уникальный проект по воссозданию хореографических шедевров, которые когда-то инициировал Сергей Дягилев.

— Андрису удалось возвратить из небытия около пятнадцати фантастических балетов. Он сумел в старую хореографию внести такую ноту современности, что ее интересно смотреть, она не выглядит вынутой из старого сундука. Предыдущим летом в Лондоне прошел фестиваль Дягилева. Были опасения, что он может не состояться из-за сложной политической обстановки, так как до этого сорвался концерт Валерия Гергиева. Но все прошло столь грандиозно, что английская публика стоя рукоплескала русскому искусству, а гала-концерт превратился в сплошной парад восторга: фрагмент оперы-балета «Золотой петушок» — последняя постановка Андриса, «Половецкие пляски» с хором, «Шехерезада» в потрясающих декорациях. Это был триумф русского искусства. Я думаю, что у культуры, у искусства особая миссия. Им может быть по силам то, перед чем порой бессильны дипломаты.

Илзе Лиепа глубоко убеждена, что балет — это национальное достояние России, ее гордость. Большой театр был и остается визитной карточкой отечественной культуры, как, впрочем, и знаменитый Мариинский театр.

Имея за спиной три хореографические школы, Илзе не отрицает права на существование танцевального направления, которого придерживается, например, Алла Духова, и у которого есть свой путь развития, но и не поддерживает его. Художнику свойственен поиск, эксперимент, однако все это должно базироваться на классике. «Искусство — это только отражение сегодняшней жизни», — говорит Илзе. Она уверена, что воспитание детей должно проходить по пути классического образования, что каждая девочка должна заниматься именно балетом, что это самый лучший путь физического и духовного развития.

Балет, как и все другие виды искусства, подвержен эволюционным процессам. Меняется одежда танцоров, движения, традиционная балетная стилистика в целом. Порой современное видение классических произведений эпатирует публику, вызывая смешанные чувства. Илзе допускает эксперимент, если он сделан со вкусом и деликатно по отношению к оригиналу. Но непонимание русской души, русского искусства, формализм, цинизм и, самое главное, пошлость возмущают Илзе, и тогда она выступает воинствующим защитником отечественной культуры.

— У нас страна балетная, и мне очень хочется, чтобы в каждом регионе была профессиональная балетная студия. Тогда российский балет будет по-прежнему занимать самые высокие позиции в мире. Сейчас серьезную конкуренцию нам составляют Англия, Франция, США.

В наше время нельзя не быть социально активным, считает Илзе. Сама она давно вышла за рамки только балетной профессии и занимается активной общественной деятельностью. Сначала это были балетные школы, но работа с детьми выявила огромный спектр проблем воспитания.

Детям нужно давать возможность прикоснуться к выдающимся образцам российской культуры. А Пушкин, Лермонтов — это основа основ нашей литературы, они должны быть близки сердцу каждого ребенка, каждого русского человека.

Илзе кажется, что именно любовь к творчеству Пушкина привлекла в ее жизнь спектакль «Пиковая дама» выдающегося балетмейстера современности Ролана Пети, в котором она танцевала вместе с Николаем Цискаридзе и за что удостоилась Государственной премии РФ. Ролану Пети было 78 лет, но он буквально фонтанировал идеями. Абсолютное ощущение, что рядом с ней работал гений.

Трудно представить, но изначально судьба Илзе в балете складывалась сложно. Неоднозначную роль и в судьбе ее отца, и ее собственной сыграл великий Юрий Григорович. Илзе проявила незаурядное терпение и в то же время смелость, чтобы преодолеть глухой барьер неприятия, и заработала и собственный репертуар, и признание специалистов и обожание публики. Как ей это удалось, ведь был период, когда опускались руки и к глазам подступали слезы обиды?

— Это естественно, когда друзья наших родителей становятся нашими друзьями, а их недруги и на нас смотрят косо. Однако отец всегда учил нас одному: несмотря ни на что надо заниматься творчеством. Оставаясь в Большом театре, я одновременно много работала вне его, отчего моя жизнь стала намного интереснее. Я развивалась, менялась, гастролировала по всему миру и много танцевала. Особенно в балетах Андриса — в «Шехерезаде», «Синем боге», «Болеро» и других.

Одной из самых интересных и сложных работ стала для Илзе работа в Риме — балет «Мария Стюарт» на музыку Шуберта. Незнакомая труппа, абсолютно звездная партнерша, постоянный английский язык, новые требования. Было непросто. Но феноменальная работоспособность, талант, одержимость и сильный характер сделали свое. В результате Рим принес ей успех и стал для нее незабываемым. Илзе чувствовала себя частью этого легендарного города, его неповторимых улиц. У нее появилось любимое кафе, любимый уголок парка. Рим стал для нее особенным.

Илзе много гастролирует и в России, преодолевая большие расстояния от Санкт-Петербурга до Читы, встречаясь с людьми, даря им свое восхитительное искусство. Ее сердце наполняется гордостью от мощи и красоты России, ее духовной глубины, и ей очень хочется, чтобы это чувство родства и сопричастности к нашей великой культуре, к нашей огромной и прекрасной Родине испытывали многие. Из этих мыслей, чувств и желания сделать что-то полезное возник в прошлом году фонд «Культура — детям». Одна из его задач — возрождение института благородных девиц. В то же время фонд обращает свой взор на кадетский корпус, чтобы рядом с девочками находились смелые и одновременно высокодуховные воины, о которых говорил Александр Каньшин.

Сегодня балерина выступает в сольных и концертных программах в России и за рубежом, снялась в нескольких фильмах, играет в театральных постановках, отчего к ее наградам добавились Национальная премия «Золотая маска», «Хрустальная Турандот», театральная «Чайка».

— В этом году вышла в свет книга «Театральные сказки», которая была написана мной в ожидании появления на свет дочери Надежды. Это сказки о мире искусства, о Большом театре, где прошло мое детство, о запахе сцены, кулис, в которых я росла. Сказки требуют душевного мира и гармонии, дочь дала мне все это. Иллюстрации к книге сделаны изумительной художницей Анастасией Орловой.

Есть у Илзе книга и для взрослых читателей, называется она «Метод Лиепа», в ней идет разговор о том, как поддерживать нужную физическую форму, предлагается комплекс упражнений, передается опыт работы ее собственной школы пилатеса. Это удивительная система тренировок, которая направлена на коррекцию тела.

…После пресс-конференции, вечером, состоялось выступление Илзе на Офицерском балу в бывшем здании Ресторации. В белоснежном русском наряде, грациозная и гибкая, с гордой величавой осанкой, балерина была изумительна. Искренний восторг зрителей вылился в горячие аплодисменты и слова признательности, которые от имени всех высказала председатель Думы Пятигорска Людмила Похилько.

Это был первый приезд знаменитой балерины в Пятигорск, но, возможно, не последний. Глядя, с каким трепетом вглядывалась она в экспонаты Государственного музея-заповедника М. Ю. Лермонтова, как бережно подносила дочь к иконам Спасского собора, как органично смотрелась на вершине Машука и на улицах города, почему-то подумалось, что у этой необыкновенно красивой и потрясающе талантливой женщины в Пятигорске, наверное, появятся любимые уголки, любимые кафе и, главное, люди, которые ей всегда здесь рады.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.