Учитель поколений (Ф. М. Достоевскому 195 лет)

Такую высокую оценку еще в XIX веке дал Достоевскому известный русский философ Вл. Соловьев. Причину этого феномена объяснил другой наш философ и критик Н. Бердяев: «Ф. М. Достоевский сделал великое открытие о человеке, и от него начинается новая эра во внутренней истории человека». Действительно, продолжая традиции Пушкина и Гоголя, Достоевский выступил как основоположник новой разновидности реализма, который он назвал «реализмом в высшем смысле». В самом начале своего творческого пути он так сформулировал его сущность: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь разгадывать ее всю жизнь, то не говори, что потерял время». Судя по тому, какое величайшее творческое наследие оставил нам писатель (собрание сочинений в 30 томах!), он времени зря не терял. Более того, он предугадал многие социальные, политические и психологические процессы, которые будоражили человечество в XX веке и особенно обострились в наши дни.

Достоевский обогатил мировую литературу не только разработкой нравственных и философских проблем, но и совершенной художественной формой его произведений, которая получила в литературоведении название «полифонизм». Мимо достижений гениального русского художника слова не прошел ни один значительный писатель последующих поколений не только в России, но и во всем мире.
Федор Михайлович Достоевский родился 11 ноября 1821 года в семье врача московской Мариинской больницы для бедных. По воле отца он в 1838 г. поступил в Главное военно-инженерное училище в Петербурге, которое окончил в 1843 г. Но офицерская карьера его не привлекала, и уже через год он вышел в отставку, чтобы посвятить себя литературе, любовь к которой испытывал еще в училище.
Начало писательской карьеры Достоевского было самым блистательным: когда в 1846 г. он опубликовал свой первый роман «Бедные люди», Некрасов воскликнул: «Новый Гоголь родился!» А Белинский сразу возвел начинающего писателя на высокий пьедестал, заявив: «Честь и слава молодому поэту, муза которого любит людей на чердаках и в подвалах». Образ Макара Девушкина, главного героя романа, открыл тему «маленького человека», которая пройдет через все творчество Достоевского, скромно заявлявшего: «Мы все вышли из «Шинели» Гоголя».
Однако творческое развитие Достоевского оказалось прерванным на десять лет: в 1849 г. он был приговорен к расстрелу как член кружка Петрашевского и опасный политический преступник, но в последний момент перед казнью объявлена царская «милость»: расстрел заменен каторгой и разжалованием в солдаты.
Лишь в 1859 г. Достоевскому было разрешено возвратиться в Петербург. Из Сибири он приехал не с «пустыми руками»: начатые в годы каторги и солдатчины, одно за другим выходят в свет его новые произведения — «Дядюшкин сон», «Село Степанчиково…», роман «Униженные и оскорбленные», а также «Записки из Мертвого дома» — потрясающе правдивый рассказ о каторге и каторжанах, который произвел в России эффект разорвавшейся бомбы.
На каторге у Достоевского развилась тяжелая неизлечимая болезнь — эпилепсия, зародившаяся в тот страшный момент, который он испытал перед казнью…
В 1862 г. Достоевский впервые выехал за границу. Европа его разочаровала, о чем он поведал в «Зимних записках о летних впечатлениях», в которых обрушился на бездуховность западной «демократии». А в «Записках из подполья» подверг резкой критике европейских проповедников идей социализма и заодно — русских революционеров-демократов. Более развернутое воплощение эта его полемика найдет в так называемом «романном пятикнижии». Открывают его «Преступление и наказание» (1866) и «Идиот» (1868) — романы, поставившие их автора в первый ряд гениальных писателей мировой литературы. С них начался небывалый расцвет творчества Достоевского.
В «Преступлении и наказании» писатель поставил проблемы, от решения которых, по его мнению, зависела дальнейшая судьба России. Огромная трагическая мощь романа, богатство его жизненного содержания, глубокое разоблачение в нем ницшеанско-анархической идеи «сверхчеловека», глубокий гуманизм и демократизм, небывалый по глубине психологический анализ сделали «Преступление и наказание» одной из вершин мирового реалистического искусства.
В 1867 г. Достоевский женился на 23-летней Анне Сниткиной, его секретаре-стенографистке, которая стала не только любящей и заботливой женой, но и верным другом, доктором, нянькой и опекуном. После венчания молодожены отправились в свадебное путешествие в Европу, которое растянулось почти на пять лет, до 1871 г. За это время Достоевский создал два новых великих романа — «Идиот» и «Бесы».
В первом он поставил цель воплотить свою «старинную и любимую мысль», изобразив «положительно во всех отношениях прекрасного человека». Им стал князь Лев Мышкин, человек исключительного душевного бескорыстия, нравственной красоты и гуманности, очень похожий на Иисуса Христа. Но окружающие его люди, порочные и безнравственные, не только не принимают его человеколюбия, но смеются над ним, считают его юродивым и даже идиотом. Роман носит трагическую окраску и заканчивается гибелью прекрасной женщины Настасьи Филипповны, униженной и оскорбленной, которую Мышкин полюбил, но не смог уберечь от убийства. Писатель убедительно показал, что честность, порядочность, верность долгу, высшему идеалу — все поругано, оскорблено, затоптано в грязь в пошлом аристократическом обществе России.
В 1872 г. Достоевский публикует свой третий великий роман «Бесы» — самый «скандальный», самый «ясновидящий», в котором подверг бескомпромиссной критике экстремистов всех мастей — от нигилистов и анархистов до революционеров-социалистов. Сам писатель подчеркнул, что это «роман-предупреждение». В форме провинциальной хроники в нем рисуется «история одного города», в котором «идеологическое прелюбодейство» разрастается до символа всероссийской опасности. «Недоконченные мысли», утверждает автор, способствуют возникновению преступных сообществ, которые, как раковая опухоль, могут погубить человечество. К сожалению, писатель-гуманист оказался прав: то, что он называл «бесовщиной», теперь зовется терроризмом, который расползается по всему миру. Поэтому роман «Бесы» стал в наше время еще и романом-предсказанием.
В 1873—1878 годах Достоевский стал редактором официального журнала «Гражданин», в котором поместил «Дневник писателя» — свое-образное художественно-публицистическое произведение, содержавшее характеристику важнейших общественно-политических событий в России тех лет, уникальный диалог великого мудреца с любимой Родиной.
В начале 70-х годов у Достоевского сложился план эпопеи «Житие великого грешника». Осуществлением его стали последние два романа — «Подросток» и «Братья Карамазовы». В первом писатель новаторски разработал тургеневскую тему «отцов и детей», поставив в центр своего произведения проблему формирования личности молодого человека, подчеркнув при этом главную мысль, что «из подростков созидаются поколения».
Итоговым и, безусловно, самым сложным и многоплановым произведением Достоевского стали «Братья Карамазовы». Писатель поставил в нем один из самых сложных философских вопросов: в чем смысл жизни. «Тайна бытия человеческого, — подчеркивал он, — не в том, чтобы только жить, а в том, для чего жить». Вместе с тем он решил создать эпопею о прошлом, настоящем и будущем России через историю «одной семейки» дворян, в которую глубоко проник духовный распад, получивший у автора название «карамазовщина».
Сюжетом романа является трагический разлад между отцом Карамазовым и тремя его сыновьями, который заканчивается его убийством, осуждением на каторгу его старшего сына Дмитрия, невиновного в преступлении, сумасшествием Ивана, подтолкнувшего Смердякова на убийство отца, и самоубийством Смердякова.
В главах «Бунт», «Pro и contra», «Легенда о Великом инквизиторе» писатель сталкивает ряд морально-религиозных, философских и социально-политических идей и приходит к выводу, что светлое будущее человечества возможно, но только при одном условии: при его построении не должна пролиться «ни одна невинная слезинка ребенка!» Приходится констатировать, что человечество не внемлет этому предостережению мудрого человека, и безбожный наш мир заливается не только слезами, а целыми потоками крови, считая, видимо, что ему «все позволено»…
«Лебединой песней» великого художника стала его замечательная речь о Пушкине, которую он произнес незадолго до смерти на торжествах, посвященных открытию в Москве памятника поэту скульптора А. М. Опекушина. Эта речь потрясла публику, особенно последние слова оратора: «Смирись, гордый человек!» В ней Достоевский назвал Пушкина «прорицателем». Несомненно, что этого определения заслуживает и сам его автор.
Хроническая болезнь, мучавшая Достоевского всю жизнь, привела его к смерти в 59 лет — 28 января 1881 года.
Вот уже почти 200 лет весь мир читает Достоевского! И это неудивительно: величайший писатель-реалист, глубокий знаток жизни, психолог-ясновидец, сострадающий бедным и угнетенным, гуманист вселенского масштаба, страстный обличитель социального зла, лжи и лицемерия, озабоченный судьбой не только своего народа, но и всего человечества, — Достоевский стоит в ряду самых высших достижений мировой культуры.
Брать под сомнение любое убеждение — характерная особенность гения Достоевского. Об этом очень хорошо сказал Лев Толстой: «Он весь — борьба». Вместе с тем писатель не терял веры в человека, считая неисчерпаемыми его резервы. Он умел придать космический масштаб нашим земным вопросам, наполняя их вечным содержанием для новых и новых поколений землян.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.