«Увидеть время» глазами Генриха Боровика

Генрих Боровик — целая эпоха в российской (советской) и международной журналистике. Замечательный корреспондент-международник, публицист, великолепный писатель и драматург оказывается не менее интересным фотографом. Об этом свидетельствует открытая на днях в Государственном музее-заповеднике М. Ю. Лермонтова персональная фотовыставка «Увидеть время», на которой представлены снимки почетного гражданина Пятигорска Генриха Боровика, сделанные во время его зарубежных поездок.
Это лишь небольшая часть огромного и уникального фотоархива нашего земляка, который начал формироваться во многом стихийно еще в начале 50-х годов прошлого века. В центре внимания большинства работ — история, показанная через людей, с характерными приметами того времени. Жители разных стран, вовлеченные в конкретные политические события, детали быта, выражения лиц — каждая из работ красноречиво повествует о минувшей эпохе Карибского кризиса и первых полетов в космос, вызывая легкую ностальгию.
На открытии выставки присутствовали представители международных общественных организаций, сотрудники администрации города и депутаты Думы Пятигорска, творческая интеллигенция КМВ.
Генрих Боровик родился в Минске в 1929 году, окончил среднюю школу в Пятигорске, затем учился в Институте международных отношений в Москве. После завершения учебы он пришел на работу в международный отдел журнала «Огонек», работал также в Агентстве печати «Новости» и «Литературной газете».
«Мои родители были среди основателей Театра музыкальной комедии в Пятигорске. Отец служил главным дирижером театра, а мама — одной из ведущих и самых популярных актрис. В Пятигорске их до сих пор помнят. В театре с моими родителями работали замечательные люди. Например, Махмуд Эсамбаев тогда начинал как балетный танцор и только благодаря театру ему, чеченцу, удалось избежать депортации 1944 года. Мы подружились на всю жизнь. Тут же проклевывался талант и знаменитого впоследствии комика Михаила Водяного… — вспоминает Генрих Авиэзерович. — В «Огоньке» начал работать в 1952 году. Одна из первых моих командировок была во Вьетнам. В Ханое я встречался с Хо Ши Мином, взял у него интереснейшее интервью. Он подарил мне обезьянку, которую я нарек Тяп-Ляп».
Каждая из подобных встреч, по словам журналиста-международника, достойна отдельной книги. Но самая необычная была с Эрнестом Хемингуэем. «Он пригласил меня порыбачить на шхуне «Пилар». Это было в 1960-м на Кубе, за год до его смерти. Как мне позже говорила его вдова Мэри, никогда не было такого, чтобы Эрнест рыбачил с журналистом, — рассказывает
Г. А. Боровик и добавляет: — Я всегда рассматривал свои снимки как иллюстрации к тому, что написал, и никогда не думал о них как о чем-то большем. Тогда и представить не мог, что мои фотографии, которые публиковались в журнале, смогут вырасти в такую выставку».
Эти работы очень похожи на автора — рассматривая их, видишь пытливый, очень наблюдательный и заинтересованный взгляд: на них Генрих Боровик открывается с непривычной для широкой публики стороны. Это творчество большого Мастера, умеющего выстроить композицию, увидеть свет и поймать мгновение.

Анна Кобзарь.
Фото Александра Певного.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.