Великий русский национальный поэт

(к 120-летию Сергея Есенина)
«Какой чистый и какой русский поэт!» — так кратко, но очень точно охарактеризовал Есенина М. Горький. Действительно, в поэзии Есенина ярко выразились типические черты национального характера русского народа — его размах, сердечность, дерзкая сила, душевная широта, глубокая человечность. Великие художники выражают эпоху не только содержанием своего творчества, но и всей его судьбой. К числу таких художников принадлежит и Есенин, жизненный и творческий путь которого был выстрадан вместе с Россией: если плохо было России, плохо было и Есенину. Однако поэт сумел не только сказать свое правдивое слово о главных событиях его эпохи, но и выразить самые сокровенные чувства любого человека на земле. Уже современники воспринимали Есенина как поэта «великой песенной силы» и необыкновенного обаяния. Как легендарный царь Мидос, он обладал поистине волшебным даром превращать в золото поэзии все, к чему бы он ни прикасался. Его стихи производят впечатление нерукотворного чуда — так они легки и естественны, так первозданно свежи и самобытны.

Квершинам поэзии Есенин поднялся из самых глубин народной жизни: он родился
3 октября 1895 года в крестьянской семье в селе Константиново Рязанской губернии. Будущий поэт рос среди раздольев русской природы, и они научили его «любить все на этом свете». Путь его в поэзию не был прямым и легким. До Октябрьской революции он выступал как певец патриархальной крестьянской Руси и родной природы. Будучи еще учеником церковно-учительской школы, он сочиняет первые стихи, которые своей звонкой чистотой удивили учителей 14-летнего поэта.
Из-за крайней нужды Есенин уезжает на заработки в Москву. Где ему только не приходилось трудиться! Работая в типографии, он сближается с ее сотрудниками, что способствовало расширению его кругозора и тематики его стихов. Есенин активно включается в литературно-общественную жизнь. В московских журналах появляются его первые печатные произведения. В годы Первой мировой войны в поэзии Есенина усиливаются социальные мотивы.
В 1915 г. он переезжает в Петербург и идет за советом к А. Блоку, который сразу оценил «свежие стихи молодого поэта-самородка». При содействии Блока Есенин получил широкие возможности печатать свои стихи в наиболее известных тогда столичных газетах и журналах. И уже в 1916 г. появляется его первый сборник стихов «Радуница».
«В годы революции был всецело на стороне Октября, — писал Есенин в автобиографии, — но с крестьянским уклоном»: социализм наивно мыслился им как «мужицкий рай». Радость обновления родной земли захватила поэта, и у него появляются стихи о новой России. Но скоро наступило разочарование в новом порядке и зазвучали пессимистические мотивы («Русь уходящая», «Сорокоуст»). Перед Есениным встает мучительный вопрос «Куда влечет нас рок событий?» Никто из поэтов той поры не говорил с властями о бедах крестьянства так мужественно, не ведая страха, как Есенин. Именно этого не могли простить поэту официальные критики, и еще при его жизни многие партийные функционеры занесли его в список якобы реакционных кулацких поэтов, а затем после смерти Есенина долгие годы замалчивали его творческое наследие.
Значительную роль в идейном развитии Есенина сыграла его большая зарубежная поездка в 1922–1923 годах по Европе и США (вместе с женой известной американской танцовщицей Айседорой Дункан). Эта поездка открыла ему глаза на «достижения» и «демократию» капиталистического мира, он остро почувствовал все убожество буржуазной цивилизации. «В страшной моде Господин доллар, а на искусство начихать, — писал он в цикле очерков «Железный Миргород». — Это тот смрад, где пропадает не только искусство, а и вообще лучшие порывы человечества». Можно только удивляться политической проницательности русского поэта!
По возвращении из зарубежного путешествия Есенин стал по-другому относиться к строительству новой жизни в Советской России. Он провозглашает открыто свою верность русской стране. «Я буду воспевать всем существом поэта шестую часть земли с названьем кратким «Русь», — заявляет он.
Большое значение в творческом росте Есенина имели и его многочисленные поездки по стране: он побывал в Средней Азии, несколько раз посетил Кавказ, останавливался в нашем Пятигорске. Именно на Кавказе он создает такие шедевры, как «Сорокоуст», «Русь советская», «Персидские мотивы», и завершает поэму «Анна Снегина». В 1920 г. по пути перед Пятигорском он наблюдал, как молодой жеребенок изо всех сил несется рядом с поездом, — и появились такие чудесные строки:
Милый, милый, смешной
дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых
коней
Победила стальная конница?
Воспевал Есенин и «золотые пески Афганистана» и «степную хмарь Бухары»…
Последние два года жизни Есенина отмечены напряженными творческими поисками и замечательными художественными достижениями. Это были годы его поэтической зрелости, печатью которой отмечены его лучшие создания, в которых поэт стремился к пушкинской ясности и мудрости. Вместе с тем все явственнее звучат у него трагические ноты, предельно сгустившиеся в поэме «Черный человек». Хотя, судя по последним стихам Есенина, да и по его устным заявлениям, он намеревался долго жить и «долго петь» и в декабре 1925 года ехал в Ленинград, чтобы работать. Однако в ночь с 27 на 28 декабря в гостинице «Англетер» он трагически оборвал свою жизнь в возрасте 30 лет. «Мы потеряли великого русского поэта», — сказал Максим Горький, потрясенный страшным известием…
Уйдя из жизни так рано, Есенин тем не менее оставил нам большое поэтическое наследие — баллады, поэмы, стихотворную драму. Но главный вклад в сокровищницу русской поэзии он внес своей лирикой — очень солнечной, мягкой, доброй, мужественной и правдивой.
Есенин рано осознал, что его родная стихия — устное народное творчество. «Родился я с песнями», — заявлял он. Стихи начал писать, подражая частушкам. По меткому выражению Маяковского Есенин стал «подмастерьем у народа-языкотворца».
Поэтическое обаяние Есенина проявилось уже в его ранних стихах о родной природе. Чистую любовь к ней он пронес через всю жизнь, часто выступал в защиту животных, «братьев наших меньших», которых, подчеркивал поэт, «никогда не бил по голове». Одним из самых проникновенных его стихотворений является «Песнь о собаке». Ком подкатывает к горлу, когда его читаешь: будто воочию видишь обезумевшую от отчаяния собаку-мать, когда хозяин утопил всех ее новорожденных детей-щенков, и ей «показался месяц над хатой одним из ее щенков, и покатились глаза собачьи золотыми звездами в снег».
Наверное, особенно доверчив и откровенен был Есенин в своей любовной лирике. Думается, мы не ошибемся, если скажем, что одно из самых ранних его стихов «Выткался на озере алый свет зари» запоминается на всю жизнь. Была у Есенина большая любовь, чистая и светлая. Много лет спустя она будет названа поэтом Анной Снегиной в одноименной замечательной его поэме. В цикле «Персидские мотивы» также большинство стихотворений посвящено любви. И даже в «Москве кабацкой» он остается поэтом любви.
Но не было у Есенина ближе человека, нежели его мать. Перед ней он исповедовался всю свою жизнь, как перед Родиной. И ни один поэт не достиг такой пронзительной художественной силы в передаче трогательной сыновней любви, как Есенин. Мать для него — олицетворенная совесть, мерило нравственной чистоты:
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
Светлый образ матери, одухотворенный Есениным, принадлежит к числу самых значительных образов мировой поэзии.
Создавал Есенин и стихи большого политического и историко-революционного содержания. Это «Баллада о 26», «Песнь о великом походе», драматическая поэма «Пугачев» и др. Однако все — и любовь к деревне, и любовь к природе, и любовь к женщине — слилось в его поэзии в одну огромную, безграничную любовь к Родине. Поэт сам подчеркивал: «Моя лирика жива одной большой любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве». Давно уже стали крылатыми есенинские строки:
Если крикнет рать святая:
«Брось ты Русь, живи в раю!»,
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою.
Действительно, в стихах Есенина мы ощущаем «русский дух», в них «Русью пахнет». Во всех своих произведениях он выступает как патриот и гражданин России. Судьба Родины, народа — вот что прежде всего волновало Есенина, вот что определило своеобразие его творчества.
Есенинские традиции получили развитие в творчестве многих русских поэтов — М. Исаковского, А. Прокофьева, А. Твардовского, Б. Корнилова и др. Поэзия Есенина близка и дорога всем народам многонациональной России.
«Поэтическая мысль Украины чувствовала на себе его поистине земное, солнечное влияние», — подчеркивал известный украинский поэт Павло Тычина. «Очень русский поэт, Сергей Есенин сделался родным для нас, узбеков», — признавал Гафур Гулям. Притягательная сила лирики Есенина признана сегодня во всем мире.
Щедрый и светлый его талант — золотое достояние России на века. Прав Поэт:
Лицом к лицу лица не увидать:
Большое видится на расстоянье!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.