Великий русский писатель

Николай Васильевич Гоголь является гордостью русской литературы, писателем-патриотом, чье творчество давно уже приобрело мировое значение. Прав был Н. Г. Чернышевский, подчеркнувший: «Давно уже не было в мире писателя, который был бы так же важен для своего народа, как Гоголь для России».

Родился Гоголь 1 апреля 1809 года на Украине, в местечке Большие Сорочинцы, в семье небогатого украинского помещика. После окончания гимназии в г. Нежине он в 1828 году отправляется в Петербург и в 1831 году публикует сборник повестей под названием «Вечера на хуторе близ Диканьки», которому суждено стать началом творческого пути великого русского писателя. Жуковский был в восторге от «Вечеров» и познакомил их автора с Пушкиным, который тоже дал высокую оценку повестей. «Они изумили меня, — писал он. — А местами какая поэзия!» Действительно, Гоголь с искренней любовью изобразил в «Вечерах» жизнерадостный мир украинских парубков и девчат, яркие и цельные натуры людей из народа, обычаи и быт украинской деревни.
Продолжением «Вечеров» стал другой сборник «Миргород», в котором автор выступил уже не как добродушный и веселый рассказчик, а как писатель-сатирик, обличитель «небокоптительства» поместного дворянства, а шире, по словам Пушкина, «пошлости пошлого человека».
Не находя в господствующем сословии положительных характеров, Гоголь обратился к героическому прошлому народа, создав одно из лучших своих произведений — повесть «Тарас Бульба», завершающую сборник «Миргород». В ней писатель рассказал о борьбе русского и украинского народа с польской шляхтой и турецкими захватчиками: «Поднялась вся нация, поднялась, чтобы отомстить за оскорбление веры предков, за посрамление церквей, за бесчинства чужеземных панов, за угнетение».
В повести прежде всего пленяет героическая фигура запорожского казака Тараса Бульбы. Его образ — один из самых ярких образов патриота в русской мировой литературе. Для обозначения главной идеи повести Гоголь нашел замечательное слово, подсказанное народными песнями, — товарищество». «Нет уз святее товарищества!» — убежден Тарас. Перед героической смертью до самой последней минуты думал он о своих товарищах, о своей родине и был уверен: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!» Как это злободневно звучит и сейчас!
Новым шагом в развитии русского реализма стал цикл петербургских повестей Гоголя. В нем, продолжая тему «маленького человека», поднятую Пушкиным, он глубоко раскрыл трагическую судьбу бедных, забитых, униженных людей. В этом плане наиболее яркой является знаменитая повесть «Шинель» — одно из самых выдающихся достижений русской демократической литературы. В ней автор не только затронул все темы других петербургских повестей, но с поразительной глубиной раскрыл трагедию человеческой личности, раздавленной безжалостным и бездушным самодержавным государством. «Исчезло существо, никем не защищенное, никому не дорогое», — сочувственно констатирует писатель-гуманист.
Являясь основоположником, вслед за Пушкиным, русской реалистической прозы, Гоголь не раз подчеркивал, что именно Пушкин заставил его перейти от «беззаботного смеха» к произведениям широкого социального характера и что именно Пушкин подарил ему темы и сюжеты главных его произведений — комедии «Ревизор» и поэмы «Мертвые души».
Через всю свою жизнь пронес Гоголь любовь к театру, считая его своеобразной «кафедрой, с которой можно сказать миру много добра». В разное время он создаст четыре пьесы, среди которых самой знаменитой станет «Ревизор». Ее обличительный пафос автор сформулировал так: «Выставить на всенародные очи все дурное в России и за одним разом посме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.