Вернуть грамотность поколению

Почему нынешнее поколение в большинстве своем перестало читать классику, грамотно писать и говорить? Виноваты ли в этом вездесущий Интернет и новомодные гаджеты, или причина все-таки в снижении качества преподавания русского языка и литературы? Это пытались выяснить участники регионального научно-практического семинара «Методическая наука – школьному филологическому образованию», прошедшего на днях в Пятигорске на базе школы № 1 им. М. Ю. Лермонтова.

Обсудить острую проблему современного общества в столицу СКФО прибыли учителя-словесники из Москвы и Санкт-Петербурга, а также из городов и районов Ставропольского края. Организаторами мероприятия выступили Центр дополнительного образования «Альфа-Диалог», Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена и Общероссийская общественная организация «Ассоциация учителей литературы и русского языка». Отделения ассоциации есть практически во всех регионах страны, в том числе и в нашем – пока только в Ставрополе, но в планах открыть и в Пятигорске. Отчасти поэтому семинар было решено провести именно здесь.

Гостей приветствовала заместитель начальника управления образования администрации Пятигорска Наталья Егорова:

— Мы благодарны нашим коллегам из высшей школы, которые приехали к нам обсудить такую серьезную тему. За последний учебный год было очень много нововведений. И первое – это итоговое сочинение как допуск к ЕГЭ. Кроме того, сейчас ставится вопрос о едином учебнике русского языка, формируются рекомендованные списки литературы для преподавания в школе и т.д. Поэтому учителю сейчас довольно сложно ориентироваться во всем этом объеме информации. Успехов в работе семинара и дальнейшей деятельности!

Основной проблемой нынешнего филологического образования школьников участники семинара назвали слишком большой объем бумажной работы у учителей, когда вместо того, чтобы больше внимания уделять своим ученикам, они вынуждены тратить время на составление многочисленных программ. Другая причина – отсутствие хорошего учебника. Председатель координационного совета Ассоциации, член Совета по русскому языку при Президенте РФ Людмила Дудова рассказала, что как члену федерального научно-методического совета по экспертизе учебников, входящих в федеральный перечень, ей приходится сталкиваться с огромным количеством так называемых учебников, которые не выдерживают никакой критики. Их, конечно, эксперты отвергают и не рекомендуют к использованию в учебном процессе. Но, тем не менее, они все-таки просачиваются в российские школы. Выход – ужесточение требований к экспертизе учебников.

— Возможно, после этого мы сможем вернуться к качественным хорошим учебникам. Причем не важно, на каком носителе они будут – традиционном или электронном. Главное, там должны быть качественный дидактический материал, эффективная методическая система и соответствующий визуальный ряд. А с ним в последнее время весьма проблематично. В целях экономии места (ведь по санитарным нормам учебник нельзя выпускать очень большим и тяжелым) все схемы и иллюстрации убирают, что делает учебники абсолютно безликими и неинтересными. Но даже книги по иностранному языку для школьников всегда печатают яркими и хорошо иллюстрированными, чтобы материал лучше усваивался. Так чем же хуже родной язык? – высказала свою позицию в беседе с журналистами Людмила Дудова.

Этот и другие вопросы учителя-словесники рассмотрели на мастер-классах и «круглых столах», состоявшихся в рамках семинара. Выводы, сделанные на встрече в Пятигорске, организаторы направят в профильные вышестоящие ведомства.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.