Волшебство танца

— Кто так руки поднимает? Это не зарядка, а танец! Плавно надо! Вы когда-нибудь видели горянку, которая так машет руками?
Стоящие в огнях рампы две шеренги девочек в трико слушают внимательно. Сегодня они репетируют на сцене. Другие занятия проходят в тренировочном зале. Две группы — старшая и младшая. И еще ансамбль «Юность Кавказа».
…Начиналось все давным-давно в пахнущей морем Махачкале. Бабушку Гюльчумен приглашали на свадьбы готовить праздничные чуреки и лаваши, она брала с собой внука. Маленького Изика очаровали звуки музыки. Пока бабушка колдовала на кухне, мальчик шел к танцевальной площадке, смотрел, слушал… и представлял себя то музыкантом, то певцом, то танцором — как его прадедушка Изгие.
Не всякому судьба позволяет остаться верным детской мечте, но упорному Изику Данилову это удалось. Сначала он ходил в кружок кавказских танцев при местном Доме пионеров. После переезда в Каспийск продолжал учиться и стал играть в духовом оркестре на барабанах. Молодой талант приметили и пригласили в государственный оркестр Дагестана, которым руководил Ефим Островский.
…Девочки в спортивных трико делают плавный выход с обеих сторон сцены, присаживаются и раскладывают в лунки рассаду. Потом сами превращаются в ростки — и медленно поднимаются, выбрасывая в стороны руки-стебли. Разучивается новый танец.
— Изгия Иханонович — настоящий самородок, — говорит директор пятигорского Дома культуры № 1 М. Сиянко. — Скромнейший человек, но в своем деле требовательный, скрупулезный. Хореографов, умеющих ставить национальные танцы, немного, но чтобы человек знал движения, жесты, менталитет танца почти каждого кавказского народа — таких единицы.
В 1968-м Изгия — ударник в симфоническом оркестре республиканского музыкально-драматического театра. Но больше всего его привлекало народное творчество. Поэтому в 1972 году он перешел в культпросвет-училище концертмейстером по кавказским танцам. Начал постигать тонкости. Помогли поездки в Грозный, Нальчик, Владикавказ. В 1980 году при Министерстве культуры Дагестана была создана школа искусств, в ней открыли танцевальный отдел. Так Изгия начал собственные постановки танцев.
— …Дядя Изик, кумыкский включать? — ассистент Аня Карамян выбирает диск.
— Погоди. Пусть Диана девочкам кентаури покажет.
Звучит задорная музыка, и «ветеран» ансамбля, девятиклассница Диана Минасян (она здесь уже семь лет) легко демонстрирует залихватский армянский танец с платочком. Фиксируется каждый шаг, каждый поворот головы.
В трудные девяностые семья Даниловых переехала в Пятигорск. Ставить танцы в школе № 18 его пригласила директор Алла Ивановна Чистякова. Группа «Озорные девчата» выступала на различных мероприятиях в учебных заведениях, парках и санаториях. В 2002-м Данилова позвали на работу в Дом культуры.
— Здесь я нашел единомышленников, которые помогают советом и подсказкой, создают прекрасные условия для творчества, а главное, искренне «болеют» за искусство. Это директор Марина Ивановна Сиянко, художественный руководитель Людмила Андреевна Пономарева, заведующая хореографическим отделением Ольга Борисовна Финько и многие другие.
О своих танцовщицах он говорит увлеченно. И девочки платят ему той же монетой. Три раза в неделю едут на занятия, полтора часа через соленый пот оттачивают движения, чтобы зритель на представлении удивлялся легкости и динамичности танца.
На первых ролях ветераны ансамбля (если такое слово применительно к девчонкам) — студентка факультета управления и сервиса ПГТУ Аня Карамян, самая опытная Диана Минасян из 14-й школы, одиннадцатиклассница СШ № 29 Яна Мурадян. На подходе к передовой группе восьмиклассница 4-й школы Аня Андреева, Кристина Кравченко, Жаннета Абдуллаева, выпускница 19-й школы Аня Баласанян, первокурсница Сев.-Кав. ГТУ Марина Симонян и ее брат, практически единственный представитель сильной половины, восьмиклассник 30-й школы Эдик Симон

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.