Восьмой эксперимент

В музыкальных залах Государственной филармонии на Кавминводах продолжается XVIII Всероссийский фестиваль академической музыки имени В. И. Сафонова «Музыкальные путешествия с Рахманиновым», посвященный 140-летию со дня рождения выдающегося композитора. Любители творчества Сергея Рахманинова уже услышали многие яркие его симфонические, оркестровые, камерные, вокальные произведения. В том числе и оперу «Алеко». Эта музыкальная драматическая постановка стала восьмой по счету в оперном репертуаре Госфилармонии на Кавминводах.

Примечательно, что одноактная опера «Алеко» на поэму А. С. Пушкина «Цыгане» (либретто В.И. Немировича-Данченко) была написана выпускником консерватории Рахманиновым всего за 17 дней. Ему тогда исполнилось 19 лет! Все профессора, кто присутствовал на экзамене, единодушно решили, что «Алеко» — талантливое лирико-драматическое произведение не ученика, а мастера! Опера «Алеко» открыла Сергею Рахманинову широкую дорогу в жизнь. Со временем произведение получило мировую известность. И по сей день остается одним из любимых сочинений композитора.

Над постановкой оперы «Алеко» на сцене Государственной филармонии на Кавминводах трудился огромный коллектив, в котором каждый участник проявил свое безукоризненное мастерство. Сценографы, художники, костюмеры, осветители, музыканты-инструменталисты, вокалисты, хор и балетная группа создали великолепный зрелищный спектакль достойный самых высоких зрительских похвал и оценок профессиональных музыкантов. По своему замыслу и уровню исполнения оперу «Алеко» без преувеличения можно назвать грандиозной. Уже во время премьерного показа стало понятно, что постановка оперы стала ярчайшим событием не только фестиваля, но и всей культурной жизни Ставропольского края.

Режиссер-постановщик оперы «Алеко» — Андрей Ногин. Главные партии исполнили ведущие солисты Госфилармонии: Сергей Майданов (Алеко), Елена Филимонова (Земфира), Александр Кондаков (старый цыган), Наталья Старкова (старая цыганка). На одну из главных ролей – молодого цыгана – был приглашен солист Астраханского театра оперы и балета Иван Максимейко. Настоящую атмосферу цыганского табора с неповторимым песенным колоритом создали вокалисты филармонического хора имени В.М.Сафонова под управлением Алины Мухамеджановой. Дирижировал филармоническим оркестром лауреат всероссийского и международного конкурсов Станислав Кочановский (Санкт-Петербург).

Главная тема оперы стара как мир: любовь и измена. В ней нашли отображение противопоставления «цивилизованного» общества, скованного лицемерием и светскими условностями, вольной жизни цыганского табора. Центральный образ — Алеко, разочарованный жизнью человек, отвергнутый столичным обществом, в котором он жил и воспитывался. Алеко покидает город, живет в степях Бессарабии, где и встречает свою любовь — цыганку Земфиру, примыкает к свободной жизни табора. В любви и свободе Алеко видит единственный смысл своей жизни.

В одном из лирических номеров песенного характера Алеко погружается в тягостные думы. Ради свободы и любви он бросил все, с чем был связан с детства. Земфира — единственное, что у него осталось в жизни. Но она ему изменила.

Вот что говорят о своих персонажах исполнители главных ролей в опере «Алеко».

Сергей Майданов (баритон) – солист Государственной филармонии на Кавминводах, лауреат международного конкурса, Гран-при II Международного конкурса имени Сергея Рахманинова в 2013 году: «Алеко разрывают смешанные чувства и страсти. Он не может «убежать от себя, поменять свою жизнь. Но при этом он меняет чужую, уничтожает сложившийся мир окружающих его людей. Он скорее достоин жалости, чем ненависти. Всю эту сложность образа Алеко гениально передал Рахманинов — партия Алеко считается одной из самых трудных для исполнения».

Иван Максимейко (тенор) — солист Астраханского театра оперы и балета: «Мой герой молод и глуп, потому что позволил себе завязать любовные отношения со зрелой женщиной, у которой уже есть ребенок и муж. Для него эта влюбленность не более чем приобретение опыта. Прошло бы пару лет, и цыган все равно бросил бы Земфиру. Она ему, по сути, не нужна. Он с ней развлекается. Ради мимолетного чувства он поставил на карту жизнь четырех людей: свою, ее, Алеко и ребенка. Разрушил брак, лишил ребенка матери, пожертвовал своей жизнью. Я думаю, в этой трагедии во многом виновата Земфира. Она как мудрая женщина должна была предвидеть последствия измены и отказать цыгану, сохранив тем самым свою семью. Но ей захотелось вкусить сладость измен. Земфира — человек страстей, а не долга. В ней слабо развито чувство материнства. Потому-то напрасно Алеко взывает к ее совести. Цыган и Земфира, упоенные страстью, смеются над ним. Мой герой сходится с Алеко на равных в поединке на ножах. Один молодой, более сильный, проворный. Другой старый. Но по воле Пушкина молодой цыган погибает, хотя события могли бы повернуться иначе. Пушкин отобразил картину измены в семье. Я думаю, гибелью Земфиры и ее любовника он хотел устыдить общество».

Итак, восьмой «эксперимент» прошел успешно. Можно с уверенностью сказать, что эту постановку ждет большое будущее. В планах руководства Госфилармонии сделать оперу «Алеко» не только постоянным репертуарным спектаклем, но и показать ее зрителям, живущим за пределами не только Кавказских Минеральных Вод… Но это уже совсем другая история!

Встретимся в филармонии!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.