Возможен ли перерасчет?

Бизнес-омбудсмен Ставрополья Виктор Федулов провел заседание Экспертного совета при уполномоченном по защите прав предпринимателей в Ставропольском крае по вопросам ретроспективного перерасчета арендной платы и налога на недвижимость. Поводом послужил целый ряд проблем, которые сегодня возникают у налогоплательщиков земельного налога, арендаторов и лиц, выкупающих земельные участки, когда их кадастровая стоимость была оспорена в порядке, установленном Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

В заседании приняли участие первый заместитель председателя Думы Ставропольского края Дмитрий Судавцов, председатель Общественной палаты СК Николай Кошурин, председатель комитета Думы СК по бюджетной политике, налогам и финансово-кредитной политике Игорь Андрющенко, министр финансов Ставрополья Лариса Калинченко, заместитель руководителя УФНС России по Ставропольскому краю Светлана Лычагина, представители бизнес-сообществ, депутаты, общественники, юристы.
Государственная кадастровая оценка земель в СК была в 2011 году проведена столь некачественно, что ее результаты были в массовом порядке оспорены в комиссии при Росреестре СК и в судах, а губернатором СК было принято решение о проведении новой оценки. В ходе проведения оценочных работ, проводимых в целях установления кадастровой стоимости в размере рыночной, было установлено, что они разнятся между собой в десятки, а в отдельных случаях в сотни раз. Стоимость оспаривания составила в среднем 120 000 рублей, а сроки — около года и больше.
Процесс оспаривания результатов новой кадастровой оценки был начат в 2013 году и продолжается и сейчас. В течение этого времени менялось законодательство в части порядка и стоимости оспаривания в сторону увеличения. Росли ставки налога и арендной платы, в результате чего предпринимателя несли тяжелое бремя расходов в этот крайне неблагоприятный экономический период.
«Следует сказать, — подчеркнула в своем выступлении общественный представитель уполномоченного по защите прав предпринимателей по вопросам кадастра, градостроительства и землепользования Ольга Стукалова, — что четкого законодательно установленного механизма перерасчета кадастровой стоимости до принятия 225-ФЗ не существовало, и предприниматели и налоговые инспекции руководствовались позициями Минфина, ФНС России и судов, которые были разнообразными. Правильной, с нашей точки зрения, была позиция Минфина РФ, выраженная в письме от 16 июля 2013 года № 03-05-04-02/27809, согласно которой в случае, если изменения в ГКН в части установления кадастровой стоимости в размере рыночной внесены по состоянию на 1 января года, являющегося текущим или предшествующим налоговым периодом, то исчисление земельного налога должно осуществляться с применением указанной кадастровой стоимости за весь налоговый период, по состоянию на 1 января которого были внесены изменения в кадастр, а также за все последующие налоговые периоды. Т. е. налогоплательщики понимали это как возможность применения ретроспективного перерасчета».
Эксперт также пояснила, что в последующем был принят Федеральный закон № 225-ФЗ от 21.07.2014 года, установивший порядок применения новых сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимости. Согласно этому порядку сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда или комиссией, применяются для целей, предусмотренных законодательством РФ, с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты ее внесения в ГКН.
Казалось бы, все ясно: чем раньше оспоришь, тем эффективнее применение и перерасчет налогов за прошлый период возможен начиная с года, в котором подано заявление.
Однако ФНС РФ заняла другую позицию, в результате чего большинство заинтересованных лиц лишились права на перерасчет земельного налога за предыдущие и текущие налоговые периоды. Позиция эта была основана на том, что аналогичные поправки были внесены в НК РФ в конце 2014 года и вступили в силу с 01.01.2015 года.
Многие предприниматели, имеющие на руках решения судов по пересмотру кадастровой оценки за 2006 год или в отношении вновь образованных участков, полученных до кадастровой оценки 2011 года, не смогли реализовать решения в связи с утратой их актуальности.
«В такой же ситуации, по словам Виктора Федулова, оказались и те, кто оспорил кадастровую стоимость в 2013–2014 годах. По имеющейся информации органы местного самоуправления отказывают в перерасчете налогов, арендных платежей и выкупной цены земельных участков.
В связи с чем, бизнес-омбудсмен Ставрополья обратился к членам Совета с просьбой дать экспертное заключение по вопросу ретроспективного перерасчета налога, арендной платы, выкупной цены земельных участков и объектов недвижимого имущества.
В результате обсуждения деталей вопроса, члены Экспертного совета пришли к выводу, что необходимо, в первую очередь, обратиться к губернатору Ставропольского края, в Общественную палату Ставропольского края, Думу Ставропольского края, Правительство Ставропольского края, Государственную Думу РФ, Правительство РФ, Минэкономразвития РФ, уполномоченному при Президенте РФ по защите прав предпринимателей и региональным уполномоченным по защите прав предпринимателей, Агентство Стратегических Инициатив с информацией о проблемах ретроспективного перерасчета земельного налога и арендной платы за землю и недвижимое имущество и с предложением рассмотреть и поддержать соответствующие внесения изменений в федеральное законодательство, Налоговый кодекс РФ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.