Высшая математика пятигорских дорог

Машин на улицах Пятигорска становится все больше, и с каждым днем все острее проблема, характерная для всех крупных городов, — автомобильные пробки на дорогах. В часы пик на центральных магистралях не протолкнуться, все спешат: кто-то на работу, кто-то на рынок, потом возвращаются, максимально затрудняя движение и, к сожалению, нарушая правила дорожного движения.

Как следствие, при увеличивающемся транспортном потоке снижается пропускная способность улиц. Власти города предпринимают попытки для их разгрузки, на «проблемных» участках появляются дополнительные полосы, но, как выразился на недавнем совещании специальной группы, включающей руководителя администрации города Пятигорска Олега Бондаренко, его заместителей, а также представителей ГАИ ГИБДД и других ответственных лиц, глава города Лев Травнев: «Я ежедневно проезжаю по улицам, подвергшимся расширению, но коренного изменения ситуации не замечаю».

На совещании, посвященном проблеме загруженности дорог, собравшимся был представлен доклад доктора технических и физико-математических наук (Московский государственный горный университет) Кемала Халкечева, который является автором теоретических изысканий, направленных на практическое решение задачи с использованием имеющейся транспортной инфраструктуры. По мнению ученого, взявшего на вооружение математические расчеты, наибольшая пропускная способность отнюдь не зависит от высокой скорости движения. Наблюдения специалистов в Москве, где до недавнего времени использовалась автоматическая система «Старт», отвечающая непосредственно за работу светофоров, позволили сделать вывод, что риск возникновения пробок на трассах заметно снижается, если машины будут двигаться со скоростью… 40 километров в час. Но человеческий фактор таков, что на десять водителей, строго придерживающихся правил и ограничений, обязательно найдется пара-тройка лихачей, способных свести на нет все математические расклады. Ученый предложил обсудить возможность появления вмонтированных в дороги датчиков и так называемых автоматических «лежачих полицейских», которые будут регулироваться по высоте, в зависимости от скорости приближающегося к нему автомобиля. Таким образом, водитель будет вынужден снижать скорость и соблюдать правила дорожного движения и этикета, расстояние между транспортными средствами будет фактически неменяющимся, что в совокупности с использованием управления светофорами по сложившейся ситуации минимизирует как угрозу возникновения столпотворения «железных коней», так и аварийных ситуаций. Все вышеизложенное — меры предупреждающего характера. Глава города Лев Травнев обратил внимание присутствующих на то, что еще никогда проблема не рассматривалась в таком научном, абсолютно новом контексте, и в поддержку математического подхода привел поговорку о критических ситуациях: «Умный выкрутится, а мудрый никогда в нее не попадет». По мнению главы, не стоит отвергать любую возможность, если она может быть использована в решении насущных проблем. Необходимо рассматривать инновационные предложения наряду с такими шагами, как расширение дорог и добавление полос (надо отдавать отчет в том, что данный процесс не может быть бесконечным ввиду объективных факторов).

Но для того, чтобы проверить, прав ли теоретик, нужен практический опыт. Как раз это и обсуждалось на совещании. Главой даны распоряжения транспортному отделу совместно с ГАИ более внимательно изучить предложение, посмотреть, на каких улицах возможно провести эксперимент. И только по его окончании, на основании выводов будет приниматься решение, нужно ли городу подобное нововведение или нет. Единственное, на чем стоит акцентировать внимание читателей — в данном случае речь не идет об установке датчиков и специальных устройств, — все это, как вы понимаете, потребует финансовых вложений, решено обойтись силами регулировщиков. Впрочем, еще раз оговоримся, что до начала эксперимента будет проведена большая подготовительная работа, а появятся ли р

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.