Я душу грел, а не руки!

В Домике Алябьева в Пятигорске новая выставка — персональная экспозиция художественных произведений Хасолта Акиева. Его творчество посвящено родной Ингушетии и жителям этого прекрасного горного края. Пейзажи и портреты Акиева — это не только образы прошедшего двадцатого столетия, но и живописные знаки любви к родной земле и людям, которые окружали художника и оставили след как в его судьбе, так и в судьбе страны. В каждом полотне ощущается душа автора, виден отрезок прожитой жизни, выстраданных чувств. Разные по своей тематике и времени создания, они все посвящены главному — любимому краю.
Имя ученого и художника, заслуженного деятеля науки Республики Ингушетия Хасолта Акиева хорошо известно не только на его родине, но и далеко за ее пределами. После окончания в 1969 году исторического факультета Чечено-Ингушского государственного педагогического института он был назначен старшим научным сотрудником республиканского краеведческого музея, в 1975 году стал работать старшим научным сотрудником в Чечено-Ингушском научно-исследовательском институте истории, языка и литературы. С 1995 года Акиев трудился доцентом кафедры истории Ингушского государственного университета. Более 50 научных публикаций ученый посвятил прошлому народов Северного Кавказа, истории культуры и искусства чеченцев и ингушей.
На протяжении всех этих лет, начиная со студенчества, Хасолт Акиев не переставал интересоваться живописью, пробовал себя как художник. С 1965 по 1969 годы активно участвовал в выставках самодеятельных художников различного уровня. Одна из его работ — «Письмо сына» — получила первое место на Всесоюзной выставке в Москве. Не нашлось человека, которого бы оставил равнодушным образ матери, созданный Акиевым. Будучи обыденным, он необычайно содержателен, богат тонкими оттенками живого чувства: внутренняя теплота и тихая умиротворенность женщины-матери рождают ощущение веры и надежды о скором возвращении сына. В картине присутствует недосказанность, позволяющая зрителю о чем-то догадываться, домысливать и сопереживать.
Спустя небольшое время в Москве состоялась выставка профессионального художественного творчества автономных республик РСФСР, где Хасолта Акиева ждал большой успех: полотно «Двор вайнахской сакли» привлекло внимание выставочного комитета Союза художников РСФСР. Вскоре картина была куплена Государственным историческим музеем. Его работы также хранятся во многих музеях России, в частных коллекциях у нас и за рубежом.
Выставку в Пятигорске организовали жена и дети Акиева в память об ушедшем из жизни в апреле этого года отце. Они рассказали собравшимся, что дух творчества живет в каждом члене их семьи, заставляя все время создавать. Хасолт Алхастович нашел себя в науке, живописи и поэзии. Он был многогранной личностью. Не отставала от него и жена Хава — кандидат философских наук, доцент кафедры философии. Дети, как водится в подобных семьях, пошли по стопам родителей. Одна из дочерей — Мадина — окончила Московский педагогический институт, художественно-графический факультет, имеет степень МА Манчестерского университета. Другая — Петимат — Брянский педагогический университет, факультет истории и права, имеет степень кандидата исторических наук. Сын — студент Брянской лесной академии.
Пришедшие на открытие экспозиции почувствовали себя гостями, приглашенными на семейное торжество, где нет места официозу и помпезности. Все радовались тому, что выставка состоялась. На этом празднике искусства не было места для печали. Ведь художник не умер — он живет в своих полотнах. А Хасолт Акиев — еще и в своих научных трудах и талантливых стихах: «Ученый я! Пусть скромный и не званый. Стезя моя! Для чести, не для званий, старался я! И в жизни, и в науке быть искренним! Я душу грел, а не руки!»

Анна Кобзарь.
Фото Александра Мелик-Тангиева.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.