Загадки Макарова, написанные маслом

— Радостно, что есть люди, умеющие видеть, — отметил Юрий Николаевич. — Это тоже искусство — созерцание, умение человека отключиться от будней и забот, насладиться природой, окружающей красотой, запечатленной в картинах, архитектуре, стихах… Это великолепный дар Всевышнего — вдохновение и творчество, которое должно присутствовать во всем, что делает человек, тогда ему будет интересно жить. Стараюсь, чтобы в картинах присутствовало настроение, заставившее меня сделать эту работу. Например, выставка встречает гостей солнцами — «Подсолнухами», а в «Осеннем Подкумке» я изобразил известное многим место, куда пятигорчане приходят погулять или на пикник, но осенью оно выглядит совершенно по-другому.
Очень редко на открытии экспозиций художники рассказывают о своих картинах так подробно, как это попросили сделать Юрия Николаевича. Дело в том, что он — известная в Пятигорске личность. В свое время Макаров преподавал в Детской художественной школе, потом занимал должность главного художника города в управлении архитектуры, сегодня является руководителем художественно-прикладного отделения Ставропольской краевой региональной творческой общественной организации «Слово. Искусство. Музыка» («СИМ»).
У Юрия Николаевича интересная родословная. О ней на открытии выставки рассказали президент «СИМа» Людмила Панкова и генеральный директор организации Лариса Кизик. Прадед Юрия Макарова Кузьма родился в Арзамасе, был знаменитым живописцем, основавшим в Саранске художественную школу. Его сын Иван окончил Академию художеств в Санкт-Петербурге и служил при дворе русских императоров. Он был знаком с семьей Пушкина и рисовал Наталью Гончарову. Сын Ивана Кузьмича Александр учился также в питерской академии, но имел вольное посещение и стал свободным художником. Кузьма и Иван были не только портретистами, но и расписывали храмы. А Александр стал пейзажистом. Собственно, Юрий Николаевич продолжает его традицию. Но, как оказалось, практически каждый его пейзаж таит загадку. Так, написать картину «Молодые березки» его вдохновила влюбленная пара, пришедшая к Воротам солнца на Машук. Державшихся за руки молодых людей Макаров изобразил в виде двух березок. А свою семью — себя, жену Лидию Владимировну, верную подругу жизни, и двух дочерей, продолживших дело отца (Марина — архитектор, Ирина — художник-дизайнер), — изобразил в картине «Весна в Кисловодском парке», причем также в образе сплетенных ветвями деревьев.
На полотнах Макарова живет старый Пятигорск, как в «Музыке ветров», где он нарисовал дорожку, некогда ведущую к Эоловой арфе. «Полевые цветы», «Красные маки», «Лесная дорога», «Лопухи на берегу реки Юца», «Гора Кольцо» (но только без «наскальной живописи» современников) — эти картины не только эстетичны, они выполняют психотерапевтическую роль, успокаивая рассматривающих их.
Поздравить юбиляра с выставкой пришли друзья и коллеги, поклонники его творчества. У каждого нашлось немало теплых слов в адрес Юрия Николаевича. Постепенно официальное открытие выставки перешло в непринужденное общение давних знакомых и близких людей, которое затронуло большой круг вопросов — от собственно творчества до жизненных реалий. Одна из них, к слову, подготовка под руководством Макарова новых выставок в рамках «СИМа» — организации, объединяющей художников, музыкантов и поэтов всего региона Кавминвод.

Светлана АЛЕКСАНДРОВА.
Фото Александра Певного.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.