Замок на скале

«Застывшая музыка» архитектуры наших курортов являет людям удивительную полифонию: торжественные, словно аккорды органа, творения Бернардацци сплетаются в ней с нехитрыми мотивами казачьих хаток, изыски модерна, отличающие начало ХХ столетия, соседствуют с ритмами индустриального строительства. Есть в этом «многоголосии» и особая «мелодия», которую уловишь сразу: на возвышенный, романтический лад настраивают нас зубчатые башенки и массивные контрфорсы, стрельчатые окна и ажурные аркады, могучие стены из тесанных каменных глыб. «Мелодия» эта особенно явственно слышна в Пятигорске, там, где над городом нависают скалы горы Горячей. А на них стоит дом, так похожий на рыцарский замок… Он вырастает из скального массива, как его рукотворное продолжение, как плоть от плоти своего естественного пьедестала. Он тревожит воображение необычностью форм и непохожестью на окружающие здания. Старожилы Пятигорска знают его как Дом Уптона. Но кто такой этот Уптон?

Детство его прошло в Севастопольском порту, где отец Уптона, английский инженер, приглашенный в Россию, руководил строительством доков. Следя за работой других, Самуил учился сам. В шестнадцать лет он уже мог
всерьез помогать отцу. О юном и способном строителе узнали коллеги Джона Уптона. Один из них, Эдуард Блор, предложил Самуилу помогать ему на строительстве дворца для русского вельможи, графа Воронцова.
Михаил Семенович Воронцов в 1844 году был назначен наместником Кавказа. Прибыв на Воды, он понял: в курортных городах следует создать нормальные условия для приезжающих лечиться. А для того, чтобы строить добротно и красиво, нужен хороший архитектор. Воронцов остановил выбор на молодом зодчем, которого приметил на строительстве своего дворца. И Самуил Уптон стал главным архитектором Кавказских Минеральных Вод.
Он прославился здесь как мастер «галерейного строительства», возведя у источников прекрасные здания, предназначенные для прогулок и отдыха лечащихся. Но строились им не только галереи. Благодаря Уптону на курортах появились капитальные ванны, Пятигорск обзавелся театральным зданием. Под руководством Уптона прокладывался тоннель к подземному озеру Провал.
А жилые дома! Их было построено несколько десятков, в том числе и дом самого Уптона. Именно Воронцов выразил желание, чтобы жилище главного архитектора Кавказских Вод стало украшением города. Выполняя волю патрона, зодчий решил создать сооружение неординарное. Не связанный никакими внешними рамками, полагаясь лишь на собственную фантазию и вкус, архитектор выстроил на диких и пустынных скалах горы Горячей подобие средневекового замка. Проектировать его помогла давняя симпатия к средневековой архитектуре, прежде всего, поздней готике. В доме, который строил Уптон, воплотились романтические грезы человека ХIХ столетия о рыцарях и турнирах, замках и аббатствах эпохи Тюдоров, правивших Англией в ХVI веке.
Дом Уптона породил среди пятигорских обывателей множество слухов. Говорили о загадочных подземельях, якобы вырытых под зданием. О тайных ходах, ведущих то ли в пещеры Горячей горы, то ли даже к Провалу. Впоследствии любители сенсаций имели возможность побывать в доме архитектора, покинувшего Пятигорск. И оказалось, что никаких секретов в «замке» нет. Просто некоторые помещения вырубили в скальной толще.
Дом Уптона в дальнейшем достраивался и перестраивался, обрастал все новыми и новыми помещениями, позволявшими наследникам зодчего извлекать прибыль из гостиничных номеров, магазинов, ресторанов, владельцы которых арендовали размножившиеся пристройки. Еще более пестрым стало существование «рыцарского замка» после национализации. Каких только учреждений и заведений ему не пришлось терпеть в своих стенах!
И, тем не менее, зная обо всем этом, невольно ждешь, что старинные стены из белого камня заживут своей таинственной, непохожей на современную, жизнью. Кажется, вот-вот распахнутся массивные двери и появятся закованные в сталь рыцари. Зазвенят мечи, и прекрасные дамы будут следить с балкона за ходом турнира, чтобы наградить победителя своей любовью и благосклонностью…Так, казалось бы, мертвый и безмолвный камень, одухотворенный мыслью и чувством талантливого зодчего, проносит через бездну времен откровения его романтической натуры, пробуждая в нас ответные чувства.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.