Легендарный Маринеско

Очень многим известно имя командира подводной лодки С-13 Александра Маринеско, удостоенного высокого звания Героя Советского Союза (посмертно) за совершение им выдающегося подвига — дерзкой торпедной атаки крупнейшего в истории фашистской Германии десятипалубного лайнера «Вильгельм Густлофф», водоизмещением 25 000 тонн.

Когда в печати и по радио появилась информация о гибели плавбазы немецких подводных лодок, являвшейся символом фашистской Германии, не только Европа, но и весь мир были удивлены и ошеломлены этим событием.
Гитлер был потрясен морской трагедией, разыгравшейся в ночь на 30 января 1945 года. Вместе с судном на дно Балтики ушли сотни ящиков с награбленным в Советском Союзе драгоценным грузом, техническими материалами и новейшей аппаратурой. По всем проверенным данным ни одного настоящего гражданского беженца, как в этом сегодня пытаются убедить мировую общественность геббельсовские последыши, на палубах не было. Их близко не подпускали к территории порта, вход в который осуществлялся под строгим контролем и по спецпропускам. Главной потерей для Вермахта в этой морской катастрофе, устроенной экипажем ПЛ С-13, были старшие и унтер-офицеры. Среди них сотни руководящих лиц из ведомства Гиммлера (РСХА). Все эти потери, конечно, были очень значительны для Гитлера, но главное, что его взбесило, это потеря 1700 моряков-подводников, проходивших подготовку по спецпрограмме в учебном центре «Готенхафен» для укомплектования свыше 100 новейших подводных лодок, во главе с командирами экипажей. В подтверждение проектирования и строительства подлодок 21 и 23 серий имеются данные в книге фашистского адмирала Фридриха Ругге («Война на море»): «В январе 1943 года кораблестроители ВМС Германии предложили новую конструкцию прочного корпуса подводной лодки с поперечным сечением, напоминающим цифру восемь, в которой много места отведено для аккумуляторов и которая выдерживает очень высокое давление.
В распоряжении фашистского центра подготовки имелась целая морская флотилия — 30 единиц боевых подлодок. На них курсанты тренировались управлять механизмами, повышая на практике свой уровень подготовки. Специалисты советских ВМФ подтверждают, что лодки 21 и 23 серии были действительно в конце войны самыми лучшими в мире по своим тактико-техническим характеристикам. Вот почему Черчилль на Ялтинской конференции просил И. В. Сталина ускорить наступление советских войск именно в направлении на Данциг, где располагался этот учебный центр фашистских подводников. Так что «Атака века», названная так не только специалистами-моряками, продолжает волновать весь мир, ибо она бесспорно приблизила конец войны, сорвав план Гитлера относительно подводной войны. Именно поэтому она вписана золотыми буквами в мировую историю советского подводного флота. Следует упомянуть еще и о том, что в этом же боевом походе подводная лодка С-13 потопила еще один военный транспорт «Генерал Штойбен» водоизмещением 14 000 тонн. Вместе с ним на дно Балтики ушли 3600 танкистов, предназначенных для обороны на берлинском направлении. Особую в этих атаках боевую выучку показал экипаж С-13, который находился в сложных зимних условиях (мороз минус
17 градусов, плохая видимость из-за снега, сильная качка судна, ночное время, сильный ветер). В обоих случаях экипажу надо было выбрать безупречную позицию для атаки, догнать быстроходный лайнер и снайперски поразить цель тремя торпедами «веером» из надводного положения в самые уязвимые места корабля — боевую рубку, машинное отделение и кормовую часть с боезапасом. При точном попадании раздался на судне взрыв такой мощности, что остаться на плаву непотопляемому десятипалубному судну, каким был «Вильгельм Густлофф», было невозможно.
Легендой советского подводного флота стали не только эти две торпедные атаки С-13, но и вся жизнь ее командира капитана третьего ранга Александра Ивановича Маринеско. До войны он был одним из лучших командиров подводных лодок на Балтике. В 39—40-х годах занимал первые места по боевой подготовке при подведении годовых итогов боевой учебы. В 1942 году С-13 потопила транспорт «Зигфрид» водоизмещением 7000 тонн, за что А. И. Маринеско был награжден орденом Ленина, в 1944 году за потопление транспорта в 5000 тонн получил орден Красной Звезды.
Настоящий очерк о командире подводной лодки С-13 был бы неполным, если бы мы — его авторы — оставили без ответа законный вопрос читателя: «А за какие же проступки и прегрешения в течение долгих 45 лет командиру подлодки А. И. Маринеско не было присвоено звание Героя Советского Союза, которое он, бесспорно, заслужил и к которому он был неоднократно представлен своими прямыми командирами. По своему характеру командир ПЛ С-13 капитан третьего ранга А. И. Маринеско просто не вписывался в те рамки и догмы, которые существовали в Советской армии для членов КПСС. Александр Иванович любил и почитал воинскую дисциплину, был требовательным командиром подчиненного личного состава, при этом никогда не лебезил перед начальством, открыто презирал вышестоящих начальников-дилетантов, часто вступал с ними в жаркие споры по существу ведения боевых действий.
И все же Указом Президента СССР от 5 мая 1990 года капитану третьего ранга командиру подводной лодки С-13 за мужество и героизм, проявленные в Великой Отечественной войне, было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Интерес к подвигу экипажа ПЛ С-13 и ее командиру с каждым годом только усиливается. На сегодняшний день ему установлены памятники в городах-героях Ленинграде, Севастополе, Одессе, городах Воинской славы Калининграде и Кронштадте, в порту Ванино.
Прах выдающегося моряка, скончавшегося 25 ноября 1963 г. в возрасте 50 лет, покоится на мемориальном Богословском кладбище Санкт-Петербурга. На этом старинном погосте похоронены тысячи ленинградцев-блокадников, при этом есть не менее заслуженные, чем А. И. Маринеско. Однако при входе на кладбище только один-единственный указатель: «К могиле А. И. Маринеско». Над самой же могилой сооружен памятник и установлен гранитный бюст героя-подводника. В любое время зимой, летом, в непогоду сюда приходят многочисленные делегации поклониться праху А. И. Маринеско.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.