Тут бы и остался жить навеки…

Сорок четыре года назад, благодаря доктору искусствоведения И. С. Зильберштейну, в Государственный музей-заповедник М. Ю. Лермонтова поступило уникальное творение — подлинная картина М. Ю. Лермонтова «Вид Крестовой горы». Всего же до наших дней дошло 14 картин Лермонтова маслом, более 50 акварелей и около 300 рисунков карандашом.

Интересна история картины «Вид Крестовой горы». Она была написана в 1837—1838 годах. Изображена на ней высшая точка Военно-Грузинской дороги — Крестовый перевал.
В письме к другу Святославу Раевскому в 1837 году М. Ю. Лермонтов сообщал: «Как перевалился через хребет в Грузию, так бросил тележку и стал ездить верхом; лазил на снеговую гору (Крестовая) на самый верх, что не совсем легко; оттуда видна половина Грузии как на блюдечке, и, право, я не берусь объяснить или описать этого удивительного чувства: для меня горный воздух — бальзам; хандра к черту, сердце бьется, грудь высоко дышит — ничего не надо в эту минуту; так сидел бы да смотрел целую жизнь».
Эта картина интересна тем, что на ней запечатлен тот вид Кавказа, который Лермонтов описывает в повести «Бэла»: «Вот и Крестовая! — сказал мне штабс-капитан, когда мы съехали в Чертову Долину, указывая на холм, покрытый пеленою снега; на его вершине чернелся каменный крест, и мимо его вела едва-едва заметная дорога…»
Картину «Вид Крестовой горы» весной 1841 года перед отъездом во вторую кавказскую ссылку поэт подарил своему другу — писателю Владимиру Федоровичу Одоевскому. Лермонтов часто дарил друзьям и добрым знакомым свои картины, акварели, рисунки. На обратной стороне рукой Одоевского была сделана надпись: «Эта картина рисована поэтом Лермонтовым и подарена им мне при последнем его отъезде на Кавказ. Она представляет Крестовую гору — место его смерти. Кн. В. Одоевский». В надписи, сделанной на обороте, Одоевский допустил ошибку: Лермонтов погиб у подножья горы Машук.
После смерти Одоевского картина долгое время хранилась у биографа Лермонтова профессора Павла Александровича Висковатова. Затем следы ее пребывания остаются нам неизвестными. Данных о местонахождении картины не было, во всяком случае, в печати.
В 1966 году в Финляндии, в Хельсинки, картина была приобретена известным французским коллекционером Сержем Лифарем. Картина нуждалась в реставрации, так как была скрыта густым слоем разложившегося лака. Приехав в Москву, Лифарь отдал ее лучшему реставратору Александру Дмитриевичу Корину. После блестящей реставраторской работы, которая была сделана в три дня, творение засверкало в своей первозданной прелести.
В работе выразительно переданы суровые громады гор, тончайшие оттенки снега, голубизна неба. Поэт описал мельчайшие детали природы. В повести «Бэла» Лермонтов пишет: «…такую панораму вряд ли где еще удастся мне видеть: под нами лежала Койшаурская долина, пересекаемая Арагвой и другой речкой, как двумя серебряными нитями; голубоватый туман скользил по ней, убегая в соседние теснины от теплых лучей утра; направо и налево гребни гор, один выше другого, пересекались, тянулись, покрытые снегами, кустарником; вдали те же горы, но хоть бы две скалы похожие одна на другую, — и все эти снега горели румяным блеском так весело, так ярко, что, кажется, тут бы и остался жить навеки…» Описывая эти места, Лермонтов озарил их волшебным светом поэтического слова, раскрыл их очаровательную красоту, которая покоряет нас и вызывает чувство искренней благодарности поэту.
В 1968 году Лифарь передал картину Главному архивному управлению при Совете министров СССР. Завершилась же судьба картины самым достойнейшим образом: после долгих уговоров профессор Зильберштейн убедил Сержа Лифаря передать картину в самый посещаемый лермонтовский музей страны. И в 1971 году она поступила в пятигорский музей, где по сей день украшает экспозицию литературного отдела.
Это большая ценность и гордость нашего музея — подлинная картина Лермонтова «Вид Крестовой горы».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.